Крытые вагоны
Крытый вагон закрыт со всех сторон. Его грузоподъемность составляет 50-70 тонн, а объем 122-250 кубических метров. Перевозка ЖД вагонами этого типа гарантирует максимальную защиту груза от воздействия внешних факторов (погодный фактор и другие непредвиденные воздействия).
В крытых вагонах возможно транспортирование штабельных, пакетированных и штучных грузов. Товары, которые чаще всего перевозят в крытых вагонах:
- товары народного потребления (одежда, канцелярия, бытовая техника и т.д);
- стройматериалы (сухие смеси, лаки, краски, напольные и настенные покрытия и др.);
- продовольственные товары;
- металлы и продукция металлургии;
- электротовары;
- промышленное оборудование;
- химические товары.
В крытых вагонах перевозятся грузы, упакованные в стандартную тару и упаковку. Грузы распределяются по площади вагона на основании схем размещения и крепления, так чтобы обеспечить сохранность груза. Тяжелые грузы располагаются ниже, легкие — выше.
Грузы с массой более полутонны могут транспортироваться крытыми вагонами только при возможности их погрузки и выгрузки механизированным способом.
Если перевозятся опасные грузы, их располагают в соответствии с таблицами совместимости при перевозе опасных грузов различных классов.
Открытые
К открытым вагонам относятся полувагоны и платформы. Открытые вагоны не имеют крыши. Обычно в них перевозят крупногабаритные грузы, которые устойчивы к погодным воздействиям.
Изотермические
Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящейся продукции, требующих поддержания определенной температуры и влажности.
Часто в таких вагонах перевозят:
- продукты питания (мясо, рыба, овощи, фрукты и т. д.);
- лекарственные препараты.
Изотермические вагоны могут иметь разные способы охлаждения:
- машинное охлаждение (такие вагоны еще называют рефрижераторные);
- охлаждение с помощью водного льда или льдосоляной смеси (их также называют вагонами-ледниками).
Конструкция изотермических вагонов может быть в двух вариантах:
- цельнометаллический (металлический каркас и обшивка);
- кузов с металлическим каркасом и деревянной внутренней и внешней обшивкой.
Полувагоны
Полувагоны представляют собой ж/д вагон без крыши с высокими бортами. Его грузоподъемность составляет 68-71 тонн, а объем 75-95 кубических метров. Их конструкция построена таким образом, чтобы избежать деформации при колебании температур.
Полувагоны предназначены для перевозки грузов, не требующих защиты от воздействий погоды.Обычно в полувагонах транспортируют:
- лесоматериалы;
- металлы и ЖБИ;
- сыпучие грузы (руду, уголь и др.).
Полувагоны подразделяются на 2 вида:
- Люковые полувагоны имеют люки и в некоторых случаях торцевые двери. Они хорошо подходят для сыпучих грузов.
- Глуходонные полувагоны не имеют дверей и люков. На них чаще транспортируют лес, трубы и другие товары.
Платформы
Это открытый тип вагонов, предназначенный для грузов, нечувствительных к погодным воздействиям.
Есть разные виды вагонов платформ и подходящие грузы для каждой из них:
- Универсальные платформы имеют грузоподъемность 68-72 тонны. подходят для перевозки крупнотоннажных контейнеров, техники и других грузов, не чувствительных к природным воздействиям.
- Специальные платформы предназначены для перевозки определенных видов грузов. Например, они часто используются для перевозки тяжелых контейнеров, автомобилей, леса. У них нет бортов, в некоторых случаях отсутствует настил и пол. Грузоподъемность стандартной платформы составляет 60-75 тонн.
- Фитинговая платформа для перевозки контейнеров. Подходит для перевозки крупных и тяжелых контейнеров за счет того, что имеет фитинговые крепления. Это надежный способ зафиксировать тяжелый груз.
- Платформа-транспортер. Предназначена для крупных, тяжелых грузов. Ее грузоподъемность составляет до 480 тонн.
Конструкция платформы в некоторых случаях позволяет грузу частично выходить за пределы вагона.
Цистерны
Вагон-цистерна представляет собой конструкцию цилиндрической формы, которая располагается горизонтально. Грузоподъемность цистерн составляет 45-65 тонн, а объем — 73-90 кубических метров.Такой вагон предназначен для перевозки наливных грузов. Зачастую в цистернах транспортируют:
- пищевые продукты (вода, молоко, вино и т. д.)
- нефть и нефтепродукты;
- Химически-активные и агрессивные жидкие вещества;
- Сжиженные газы (водород, пропан-бутан и др.);
В некоторых случаях вагон цистерна имеет системы контроля за состоянием продукта, теплоизоляционное покрытие.
Вагон-хоппер
Вагон-хоппер — это саморазгружающийся бункерный вагон. Он представляет собой цельносварную конструкцию, состоящую из двух торцевых и двух боковых стен. К ним может крепиться крыша, имеющая 4 люка. Грузоподъемность хопперов составляет 60-74 тонны, объем — 60-116 кубических метров.
Хопперы бывают открытые и закрытые. Подходящие грузы для любых хопперов — сыпучие материалы.
Думпкар
Также их называют вагонами-самосвалами. Эти вагоны внешне напоминают платформы. Думпкар имеет кузов, который отклоняется при выгрузке содержимого и борт, который в это время откидывается.